Зачастую трейдеры очень быстро продают свои успешные позиции, однако очень долго хранят убыточные. Причина банальна: они опасаются, что нереализованный доход нивелируется не успев пополнить торговый депозит, однако имеют надежду, что в убыточной сделке цена возвратится. Определить грамотный момент для фиксации убытков сложно, однако можно себе помочь, ответив на десять указанных ниже вопросов.
Поменялись фундаментальные показатели бизнеса?
В ходе изменения тенденций в каждой сфере, выгодные стороны различных компаний могут становиться их слабостями. К примеру, компания BlackBerry упустила критичные перемены технологий, которые имели место, когда iPhone и аппараты на базе Android получали популярность, благодаря сенсорным дисплеям. Подобная ошибка стала причиной того, что в течение десяти лет акции компании сократились приблизительно на 95%. Когда компания, акции которой находятся в вашем портфеле, столкнулась с подобной сменой парадигмы, пришло время пересмотреть ваш подход к инвестициям.
Компания не может разглядеть проблемы?
Фактор краха BlackBerry состоит в том, что компания продолжительное время отказывалась видеть в iPhone и аппаратах на базе Android истинную угрозу для собственного рынка смартфонов. Вот так, устройства на iOS и Android оказались более надежными и получили огромную популярность среди пользователей, что стало причиной падения доли рынка BlackBerry практически к нулю. Когда компания не хочет видеть реальные угрозы, хвастаясь мощностью своего бренда либо признанием клиентов, пришло время подумать о продаже акций.
Тенденции прибыли и дохода имеют неправильное направление?
Когда фирма продолжает фиксировать выручку, прибыль и потоки денежных активов, невзирая на серьезную конкуренцию, она, вполне вероятно, сможет противостоять трудностям, которые будут появляться в дальнейшем. Но когда такие показатели направляются в противоположную сторону на протяжении нескольких кварталов, время подумать о продаже её акций.
Компания явно переоцененная по сравнению с остальными компаниями из данной индустрии?
Очередной легкий способ увидеть, что акция «созрела» на продажу - взглянуть на соотношение её цены-прибыль (P/E). Акции развивающихся компаний должны получить коэффициент P/E, соизмеримый с темпом роста её годичной прибыли. Для развитых компаний, показатель P/E должен, в основном, быть равным средним коэффициентам на рынке. Когда P/E акции существенно выше подобных значений, пришло время продавать.
К компании есть претензии с боку регуляторов?
Когда компания становится очень мощной, на нее способны оказывать серьезное давление регуляторы. Недавний пример – Qualcomm, ведущий на планете производитель чипов для мобильных устройств. Фирму оштрафовали в Китае и Южной Корее будто бы за недобросовестную позицию выдачи лицензий на собственные патенты. Помимо этого, ей светили штрафы в США, Европе и прочих государствах. Так что, если компания подвергается серьезным нападкам с боку регуляторов, потенциал её роста может быть строго лимитирован, и необходимо задуматься о продаже таких акций.
Менеджмент компании злоупотребляет имеющимся доверием инвесторов?
Когда вы не доверяете менеджменту компании, не храните её акции в собственном портфеле. К примеру, Toshiba и Volkswagen не так давно подорвали имеющееся доверие к себе с боку инвесторов в итоге пары серьезных скандалов. Проверка обнаружила бухгалтерские просчеты в большой системе бизнеса Toshiba, а Volkswagen уличили в нелегальных переменах программного обеспечения автомобилей с целью соответствия параметрам выброса опасных веществ. Когда компания преподносит такой повод усомниться в надежности своего руководства, она не может заслуживать ваших денег.
Компании не способны защититься от конкурентов?
Когда у компании нет однозначных рычагов для защиты от назойливых конкурентов, её рост, очень вероятно, притормозит, поскольку этот рынок будет быстро наполнен аналогичными товарами. Подобная ситуация произошла с GoPro и Fitbit, рост которых серьезно замедлился в результате выхода на рынок новых конкурентов. Когда компании продолжительное время не получается укрепить собственные позиции с помощью новых продуктов либо услуг, время подумать о продаже таких акций.
Циклическая акция, которая перемещается в неправильном направлении?
Трейдерам следует грамотно идентифицировать «циклическую» акцию, которая на протяжении нескольких лет возрастает и падает, зависимо от изменений спроса и предложения. К подобным циклическим акциям можно зачислить акции автопроизводителей и фирм, занимающихся на товарно-сырьевых площадках. По таким бумагам может иметь место ралли, при котором цикл, в который раз переходит в положительную стадию. Когда вы считаете, что это – именно ваш случай, вероятно, правильнее будет избавиться от такой акции и приобрести что-нибудь более многообещающее в ближайшем времени.
Компания непредвиденно сократила выплаты дивидендов?
Сокращение дивидендов указывает на то, что бизнес фирмы ощущает серьезные проблемы. Приближающееся уменьшение выплат по дивидендам проще всего увидеть, когда следить за динамикой показателя выплат компании, то бишь процента от дохода, который она отводит для дивидендов. Когда данный коэффициент более 100%, а вы обладаете такой акцией ради дивидендов, однозначно следует перейти на что-либо более безопасное.
Последней надеждой для фирмы остается выкуп?
Инвесторы порою ожидают, что выкуп в последний момент сумеет спасти летящую вниз акцию от сумрачной перспективы. Упомянутые выше акции, в том числе BlackBerry, GoPro и Fitbit, имели подобное движение на слухах о грядущем выкупе. Однако ни одна из рассматриваемых компаний не была куплена тем, кем планировалось. Так что, когда ваши надежды на возрастание акции основываются лишь на выкупе компании, пришло время её продавать.
Заключение
Не обязательно надеяться на соблюдения всех представленных ранее условий, дабы продавать акцию. Но когда на все десять пунктов вы сказали «да», то пора совершить продажу и уменьшить убытки. Сперва потери будут выдаваться болезненными, однако вы, по крайней мере, сумеете инвестировать высвободившиеся деньги в более надежные акции, имеющие лучший потенциал роста.
Рекомендуем:
|